Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



Наши статьи

 17/09/2022

 Svinfylking - построение или воинский культ кабана

 

  Сведения от традициях воинского культа кабана, в отличии от схожих с ним на первый взгляд, культов Berserker's и Ulfhednar's очень расплывчаты и дают не чёткую информацию, но собрав её всю воедино и структурировав, получим возможность разобраться...

 

Больше

__________________________________

14/04/2019

Щиты Пшеворской культуры

  Пшево́рская культура, одна из самых интересных соседствующих и чаще враждебных римской империи культур, на протяжении большого количества времени. Она открывает нам занавес истории и облика многих племён и народов, тех кого рим всегда называл варварами...

 

Больше

__________________________________

04/04/2016

Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи

  Существенным элементом защитной экипировки легионера являлся шлем, а в период заката Римской империи, иногда был и единственным. Несмотря на довольно большое количество археологических находок шлемов - относящихся к поздней римской империи, а именно, так называемому гребневому шлему "Kammhelme"...

 

Больше


Опубликовать в социальных сетях

Svinfylking - построение или воинский культ кабана

 

  Название Svinfylking, значительно менее распространённое, в отличии от схожих с ним, на первый взгляд, культов Berserker's и Ulfhednar's и кажется менее важным, если не знать о том, что само изображение кабана в истории - приобрело символ королевской власти и доблести у викингов. Сведения о традициях воинского культа кабана очень расплывчаты и дают не чёткую информацию, но собрав её всю воедино и структурировав, получим возможность разобраться. 

 Свинфилкинг (Svinfylking) согласно одной из точек зрения - это тевтонский культ воинов, посвященный Кабану, похожий на берсерков-оборотней, таких как ульфеднары. Слово svinfylking в переводе с древнескандинавского означает «строй кабаном» или «кабанья морда», что являлось боевым порядком викингов и ранних германцев. Викинги связывали изобретение этого эффективного боевого построения с именем самого Одина, а германские народы часто использовали строй «свиньёй» против римлян. Немного стоит заострить внимание на самом понятии данного построения. Вероятно, первым кто описывал форму данного построения, стал  писатель и журналист Н.М. Карамзин (1766-1826), в издании 1816-1817 годов, называя построением "острой колонной", в издании 1816-1817годов. После него о "свинье" и его форме  упомянул С.М. Соловьев (1820-1879), в 1851-1879 годах, так же описывая её как "острая колонна", а вот последующие писатели, вносят некий сумбур в понимании формы «свиньи», если не сказать более. Так Е.В. Чешихин (1824-1888) в "Истории Ливонии", изданной в 1884 году, называет данное построение уже просто "клином", а Н. Г. Порфиридов, в "Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI—XV вв", в издании от 1947 года, пишет:

Тупое «рыло» немецкого клина, очевидно, и дало основание к русскому названию его «свиньёй», 

Но, как видим, уже сомневается в правильности своих выводов, но продолжает приклеивать ярлыки, называя его уже "немецкий клин". Следующий писака (извините, но других слов трудно подобрать), а именно Т.Я. Зейда в "История Латвийской ССР", пишет и уже вводит в заблуждение читателя:

..наступления боевым порядком в виде клина или треугольника, направленного остриём вперёд.

Так построение «свиньёй», изменило своё название и закрепилось для нас уже в термине "клин", хотя само понятие и значение - некоего таранного построения, кажется вполне уместным сейчас.

 

  Свинфилкинг это тактика, в которой использовалась грубая сила и мощный натиск для прорыва плотной линии вражеской пехоты, занявшей оборонительную позицию. Клинообразный строй состоял из наиболее подготовленных, сильных и тяжело вооруженных воинов ближнего боя спереди и менее бронированных сзади и во флангах. Мужчин, идущих впереди клина, называли Rani («морда»). В случае успеха эта тактика могла переломить исход сражения, но в случае неудачи, приводило к обратному эффекту. Полноценное отступление в данном боевом порядке невозможно, а разгром основной ударной силы армии — станет тяжёлым ударом по боевому духу для всех остальных.

 

  Более размытые, но не лишённые полного основания, сведения о культе кабана мы сможем получить и подчеркнуть в древних сагах, балладах и традициях.

Песнь о Хельги сыне Хьерварда: "Вечером стали давать обеты. Привели жертвенного вепря. Люди возлагали на него руку и давали обеты, выпивая обетную чашу."
Сага о Хервёр и Хейдреке: "Теперь конунг Хейдрек успокоился и сделался великим хёвдингом и мудрецом по уму. Он велел откормить большого кабана. Тот был огромный, как самые крупные старые быки, и такой красивый, что каждая щетинка казалась золотой. Конунг положил одну руку кабану на голову, а другую на щетину и поклялся, что сколько бы зла человек ни причинил ему, он будет подвергнут правосудию его мудрецов, а эти двенадцать должны были ухаживать за кабаном";
"Конунг Хейдрек приносил жертвы Фрейру. Кабана, что оказывался самым большим, он должен был отдавать Фрейру. Они считали его столь священным, что на его щетине должны были клясться во всех крупных делах, и этого кабана они должны были приносить как искупительную жертву. Вечером на йоль жертвенного кабана должны были приводить в палату к конунгу. Там люди клали руки ему на щетину и приносили клятвы."

Из выше приведённого, точно прослеживается, что кабан это самое почитаемое животное для жертвоприношений. Безусловно согласимся, что самая сильная клятва, которая никогда не будет нарушена - это клятва данная самому торжественному и скорому дару богам.

Сага о Золотом Торире: "Торир и его люди завалили дверь поленьями и подожгли. Дома быстро разгорелись, и когда они почти все развалились, и люди вышли наружу, и им дали пощаду, Торир и его люди увидели, что из дома в одну сторону побежали две свиньи, самка и кабан. Торир выхватил из огня палку и метнул головню кабану в ляжки, обе бедренные кости сломались, и тот сразу упал. Когда Торир подошёл, то увидел, что это Аскманн. Торир ушёл от него, когда тот был мёртв, а свинья побежала в лес, и то была Катла."
Сага о Торстейне сыне Викинга: "Тут на сушу выбрался Ньёрви, а Хальвдан — с другой стороны. Они яростно напали на Ингьяльда и уже долго бились, когда услышали сильный грохот. Они посмотрели туда, откуда им слышался шум, а когда обернулись, Ингьяльд исчез, а вместо него появился свирепый вепрь. Тогда он тут же набросился на них, так что они не могли ничего сделать, кроме как защищаться. По прошествии некоторого времени, вепрь повернул к Хальвдану и вырвал кусок мяса из его левой ноги. Тут подоспел Викинг и ударил вепря поперёк щетины, разрубив ему хребет. Они увидели, что там лежит мёртвый Ингьяльд."
Сага о Блси и Херрауде: "В это время конунг Харек пришёл в себя, превратился в кабана, схватил Херрауда зубами, сорвал с него всю кольчугу, вонзил зубы в грудь и вырвал у него оба соска до костей. Тот в ответ ударил кабана по рылу и отрубил его у самых глаз. Херрауд так ослабел, что упал навзничь, а кабан топтал его ногами, но не мог укусить, так как рыло было отрублено."

В следующих произведениях мы видим упоминание о перевоплощении воинов в кабанов-оборотней, но наиболее интересны другие сведения. Перевоплощения всегда происходят только в смертельно опасный момент схватки, когда герою уже нечего противопоставить, часто и это не помогает, хотя разумно было бы предположить, что было и наоборот, а иначе пропадает весь смысл данной способности. Интересный момент и с отрубленным рылом — значение такого убийства животного кажется не логичным, но всё встаёт на свои места если предположить, что здесь речь не о героях, а о армиях: ..мужчин, идущих впереди клина, называли Rani («морда»).

Беовульф: "Двинулась рать (корабль остался, причаленный к берегу, широкогрудый, на тяжком якоре);  ярко на шлемах на островерхих вепри-хранители блистали золотом."

Тацит. Германия: "Правым берегом Свевского моря омывается Земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид, как у свевов, а язык больше похож на британский. Они покло­няются матери богов и носят как символ своих верований изображения вепрей. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов."

Беовульф и Тацит говорят нам о том, что кабан это хранитель и символ победы.
С римской эпохи кабан был широко распространенным защитным символом, который вырезался на броне и оружии, а англосаксы изображали его как на шлемах, так и на мечах. Кабан был любимым символом первых шведских королей, так как у некоторых из них были шлемы с изображением кабана, ставшие впоследствии национальным достоянием. Кабан широко известен как тотемное животное Ингви-Фрейра, одного из главных богов-прародителей тевтонского народа. Также кабан - главное блюдо Йольского праздника, на котором удостаивался почтения сам Фрейр. На новый год на щетине кабана мужчины приносили клятвы. Космогонический мотив индуистского вепря Варахи, вознёсшего землю из пучины вод, перекликается со сказанием балтийских славян об огромном вепре, восстающим со дна моря каждый раз, когда священному городу Ретре угрожает опасность.

  Данные археологии чётко свидетельствуют о связи славянского бога Перуна с кабаном, челюсти которых всегда присутствуют на священном Перуновом дубе. 

Б. А. Рыбаков пишет:  Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В своё время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э.

Археология аналогично нам говорит о жертвенном приношении вепря богам и употребления его в пищу героями в традициях германцев и славян (в ритуальных кострах которых археологи находят кости кабана).
  Из строк описываемых источников и данных археологии становится понятен глубокий  смысл почитания дикого кабана в культурном и ритуальном наследии славянских и германо-скандинавских народов, отражающийся не только в символе мужественности, силы, военного опыта, но и жертвенности воинов. Воины-кабаны или Свинфилкинги\Svinfylkings's, использующие строй «свиньёй», в трудный час и ради общей победы, готовы пойти на отчаянный шаг —  штурм сильного врага в лоб, точно зная, что для большинства из них, это верная погибель.

 

Источники:

А.П. Бахтин, Ледовое побоище: о построении «Свиньей», или «Острой колонной»

Н.Г. Порфиридов, «Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв.», 1947

Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси

Тацит. Германия

Саги, песни и поэмы:
  Песнь о Хельги сыне Хьерварда
  Сага о Хервёр и Хейдреке
  Сага о Золотом Торире
  Сага о Торстейне сыне Викинга
  Сага о Блси и Херрауде
  Беовульф

 

 

Автор: Сидоренко Р. В. (Atanarih)                                      редакция от 17.09.22г.