Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи
Введение
Существенным элементом защитной экипировки легионера являлся шлем, а в период заката Римской империи, иногда был и единственным. Несмотря на довольно большое количество археологических находок шлемов - относящихся к поздней Римской империи, а именно, так называемому гребневому шлему "Kammhelme", количество исследований конструктивных особенностей и сам переход к новому типу шлема — невелики. А те работы, что уже написаны - недостаточно освещены. Из всех работ по изучению данной темы, лишь Негин А. Е. достаточно полно описывает возможное время появления подобного шлема и основные элементы его конструкции, в своих работах: Позднеримские шлемы — проблемы генезиса (2007г.); К вопросу о времени появления в позднеримской армии шлемов с продольным гребнем (2010г.); Позднеримские шлемы с продольным гребнем (2010г.). Более подробно углубиться в конструктивные особенности каждого из шлемов типа "Kammhelme", можно в первом и единственном подобном каталоге, на данном сайте: Поздняя Римская Империя, где представлены все подобные артефакты, с большим объёмом фотографий (редко, за неимением - художественные зарисовки) и максимально полным их описанием.
Большой объём выше представленных материалов - даёт нам возможность восстановить прежний облик большинства шлемов, а именно: все особенности металлических элементов конструкции, способ их соединения, рельефного декорирования и даёт нам примерное представление о вариантах подкладки, изготовленной из кожи, ткани — по оставшимся фрагментам, частицам на металлических частях. А вот о более хрупком украшении из органики: состоящем из дерева, конских волос и перьев, что слишком чувствительны ко времени, а именно плюмаже - известно очень мало. Найденные позднеримские шлемы, не сохранили остатков органики плюмажей и не могут помочь в идентификации многих вариантов нашлемных украшений. Возможные элементы из металла - в них не применялись, либо имели небольшую площадь, размеры, возможно толщину (пример проволока), а из-за того что, плюмаж считается отдельной частью конструкции шлема, при разложении его металлические фрагменты невозможно распознать как элемент конструкции плюмажа. В добавок ко всему, немало путаницы, по данному вопросу, добавляет новый вид украшений на позднеримских шлемах "Высокий металлический гребень" представляющий из себя, металлическую пластину, установленную по аналогии с раннем продольным плюмажом из перьев или конских волос. На некоторых шлемах есть технологические отверстия в предполагаемой части установки плюмажа, что в большинстве случаев объясняется это - установкой "Высокого металлического гребня", по каким то причинам не найденного рядом с данным шлемом. Спорить с данным выводом бессмысленно. Все исследования в этой области, дающие нам некоторое о нём представление относятся лишь к периоду Республики. Есть мнение, что "Высокий металлический гребень" и вовсе заменил старый плюмаж.
Быть может, пёстрость - обилия красок и разнообразие оперения, со временем, уступило место сиянию блеска металла? Что осталось традиционным в нашлемных украшениях, что добавилось, а что ушло безвозвратно? Неужели не имея возможности получить какие либо сведения о плюмаже в археологии, данный вопрос так и повиснет в воздухе? Конечно нет, но исследовать придётся другие источники информации, пусть не столь явные и точные. Подобные нашлемные украшения, обнаруживаются на античных памятниках искусства, которые здесь мы и попытаемся изучить. От предназначения, конструктивных особенностей и до классифицирования всех их по типам.
Ещё Геродот пишет (Геродот, 1.171), что обычай украшать шлем птичьими перьями был изобретен карийцами, жившими на островах возле Крита, примерно в середине II тысячелетия до н.э.. Никакой защитной функции они не несли, служили для украшения, играли психологическую роль, а также указывали на статус их владельца - служили знаком воинского звания и подразделения. На это обращает внимание Полибий, писавший, что различные варианты плюмажей на шлемах служили для идентификации разных легионов (Polyb. XXIII, 12).
Многие элементы украшений люди заимствовали у природы, но не всегда законодателями мод выступали лишь, существовавшие на то время животные. Больший процент, явно выраженных заимствований, происходит и от мифических существ.
Древнегреческий Македонская шлем с гребнем - Грифоном. Сделан из бронзы около 330 г. до н.э..
Подобная же традиция прослеживается и до армий поздней римской империи, как с иконой LUCIUS ARTORIUS CASTUS (см. ниже).
Начать же, данное исследование нашлемных украшений, следует с вещественных источников - оставленных в археологических памятниках, относящихся к поздней античности.
Обнаружено уже более десятка подобных гребней, являющихся, не постоянным, но частым элементом украшения шлема типа "Kammhelme". Представляет из себя — металлическую: железную или бронзовую пластину С-образной формы, часто покрытую фольгой из драгоценных металлов: серебра, золота, и как правило - без рельефного декорирования.
Справа: Высокие металлические гребни шлемов из Koblenz.
Металлический гребень часто, если не всегда, дополняет Христограмма в его передней части. Найденные Христограммы, ещё называемые Хризмы, отлиты из медных сплавов(бронзы) и покрыты золотом, серебром.
Справа: Балканы
Слева: 1-Alsoheteny, 2,4-Sisak, 3- Szombat-hely (after Kocsis 2003).
Справа: 1. Manastir; 2. Viminacium; 3. SremskaMitrovica (redrawn after Минић 1984); 4. RichboroughВ случае с Augst, гребень (плюмаж) мог размещаться не стандартным равнозначным образом, а по большей степени к задней части шлема и тому есть подтверждение - изображения на памятников искусства иногда изображают подобное расположение.
Дальнейшее изучение данного вопроса, по другим видам нашлемных украшений, относящихся к поздней античности, не подтверждено археологией, но несмотря на это, мы далее продолжаем их искать, используя для этого - памятники искусства. Но, делать это следует крайне осторожно, так как:
1. Художественный стиль древних мастеров накладывает своё видение на нужные нам предметы и очень часто стилизуется с их базовыми, наработанными элементами картин, изменяющими существующие вещи в рамках либо упрощения их создания, либо придавая им более красочную форму. Вероятно, иногда вещи несколько сложной формы, из-за сложности понимания конструкции - такие как шлемы, заимствуются не с существующих оригиналов, а с более ранних памятников, мимо которых - мастер проходил неоднократно, предметы на которых накладывают отпечаток авторитета того, более раннего, мастера - жившего не один десяток лет ранее. Художнику всегда ближе художественные же традиции, нежели простота обыденных вещей. Подобное явление присутствует и в наши дни. К примеру - сложно нарисовать, какой то определённый, современный танк - художнику, который лишь мельком их видел и не сильно в них разбирается.
2. Мы ограничены временными рамками, которые оставляют нам мало вариантов для изучения по нужному нам вопросу.
Несмотря на вышесказанное, от ошибок отнесённых к 1 пункту - мы чуть более застрахованы, так как, нашлемные украшения имеют более простую форму, нежели шлемы и их конструкция понятна даже не сведущему в них художнику. В остальном же, нам поможет - скрупулёзный исторический анализ. Временной отрезок называемый поздней античностью, обычно относят к 3-6 векам н.э.. Начнём исторический анализ с изучения всех памятников искусства, в которых есть изображения нашлемных украшений, относящихся к поздней античности. Так же, рассмотрим более ранние изображения, начиная с 161 года, необходимые для определения достоверности уже поздних - интересующих нас рисунков.
Название | Датировка |
Колонна Антонина Пия | 161 г. |
Статуя Марса | 2 век |
Колонна Марка Аврелия | 176-192 гг. |
Саркофаг Portonaccio | 190-200 гг. |
Икона LUCIUS ARTORIUS CASTUS | конец 2 - начало 3 века |
Саркофаг Ludovisi (Via Tiburtina) | 250-260 гг. |
Арка Галерия | конец 3 - начало 4 века |
Арка Константина | 315 г. |
Мозаика с Piazza Armerina | начало 4 века |
Мозаика с Tellaro | 4 век |
Надгробие Lepontius | 4 век |
Колонна Феодосия |
конец 4 века |
Резьба по дереву из Египта | 5 век |
Далее по порядку...
Колонна Антонина Пия
Вероятно, это самый хорошо сохранившийся барельеф на памятнике античного искусства, являющийся хорошим примером для начала нашего изучения типов нашлемных украшений и их конструкции.
На лицевой стороне постамента видим что, голову богини покрывает аттический шлем. Он конечно далёк от интересующего нас периода, да и вряд ли, существовал в подобном исполнении, но нам этого и не нужно, нас интересует лишь плюмаж! При близком осмотре - видим: большой гребень опирается на лежащего сфинкса, а сам гребень состоит в основном из перьев, лишь сзади, вероятно, состоящий из конских волос. С другой стороны, видим гребни на шлемах преторианцев. При близком рассмотрении можно заметить: сбоку плюмажа материал образует рисунок напоминающий перья, спереди - видим рисунок в виде ёлочки, что так же указывает на то что это перья. Сама форма плюмажа, характеризует его как достаточно твёрдый материал, не похожий на конский волос, который по своим свойствам должен немного свисать, расползаться по сторонам. С большой уверенностью можно сказать, что именно перья на гребне - являются составляющей данного плюмажа.
Статуя Марса
Данная скульптура, относящаяся ко 2-му веку н.э. - показывает наглядно многие части конструкции плюмажа, особенно отверстия в гребне (вероятно, деревянном). Сам гребень, практически полностью повторяет гребень со шлема богини на колонне Антонина Пия, за исключением задней части плюмажа, который здесь, как совершенно точно видно - состоит полностью из перьев.
Колонна Марка Аврелия
Подобный памятник античного искусства, наверное, один из самых масштабных, в плане количества изображённых здесь сцен, что для нас является большой удачей. Подобного количества изображений шлемов с плюмажем мы вряд ли найдём где либо. Даже, более ранняя колонна Траяна, не столь богата на столь интересующие нас изображения. Как мы видим - легионеры в шлемах, а здесь заметим, их количество исчисляется аж трёхзначным числом, имеют 3 варианта нашлемных наверший.
Первое - это уже знакомое нам по колонне Траяна кольцо. Здесь оно, конечно отличается своей большой толщиной и напоминает нам некий бублик, нежели кольцо, но это вероятно, лишь художественный стиль мастеров создавших данные барельефы.
Второе - явный плюмаж с продольным основанием. В большинстве сцен он выглядит не таким широким и имеет подобие варварского плюмажа из трубки, но если мы посмотрим поближе, то поймём, что здесь подобного украшения в большинстве случаев нет. Художник, видимо явно отходил от точности в том случае, когда рисунок был на втором плане, а именно - суживал гребень - основание плюмажа, вероятно, пытаясь сделать нечто общее между трубчатым плюмажом и продольным гребнем, напоминающим "Хвост павлина" (далее, так будем называть). Это видно на данном изображении:
Здесь есть и исключения, это как раз третий вариант - плюмаж из трубки:
Что касается материала используемого для основной составляющей плюмажа, то и второй и даже третий вариант трубчатого навершия, как и на колонне Антонина Пия - это снова перья.
Саркофаг Portonaccio
Интересные варианты нашлемных украшений, находим и на Саркофоге Portonaccio. Здесь есть уже знакомый плюмаж, украшающий аттические шлемы и принадлежащие ранее (на предыдущих изображениях) римским божествам. Вероятно, и здесь изображён не обычный римский солдат, а бессмертное божество, и похоже женского рода (как на колонне Антонина Пия).
Здесь присутствуют кольца на шлемах (кстати уже имеющие рельеф, возможно кольцо чем то обшито), трубчатые навершия - и те и другие состоящие из перьев, а так же пару массивных украшений на римских шлемах, в виде головы "льва?, птицы?" и некий прямоугольный гребень, возможно олицетворяющий голову птицы. Здесь же присутствуют интересные нашлемные украшения на трофейных шлемах, в виде большой головы петуха и головы льва с лавровым венком. Подобные объёмные навершия на шлемах в это время совсем не редкость, чему есть подтверждения в археологии.
Икона LUCIUS ARTORIUS CASTUS
Мраморная икона с изображением Римского Дукса LUCIUS ARTORIUS CASTUS (конец 2 - начало 3 века н.э.) представляет изображение с нашлемным навершием в виде змея. Вероятно, единственное сохранившееся изображение - подобного варианта украшения, в столь раннем периоде. Намного позже, гребень в виде змея встречается, в основном, только на шлемах типа Вендель - относящийся к викингам.
Саркофаг Ludovisi (Via Tiburtina)
Следующее творения античных мастеров, а именно Саркофаг Ludovisi (Via Tiburtina), повторяет стиль - представленного ранее Саркофага Portonaccio и вероятно для многих является малоинтересным и незамеченным для глубокого изучения. Многие исследователи не видят меж ними разницы, обращая своё внимание лишь, на сразу оба эти объекта вместе, считая их одним целым направлением и стилем в подобном искусстве. По сути, конечно же, они правы. Стиль, сочетание элементов, персонажей, характер их расстановки и показанная здесь сцена всей композиции, являются чуть ли не копиями. Но как только мы обратим своё внимание на так называемые мелочи, а именно - предметы экипировки, то увидим здесь нечто совершенно новое, мало похожее на Portonaccio.
Начнём же со схожих элементов сцены, что присутствуют на Portonaccio и других более ранних памятниках. Это продолжение уже традиционного стиля в данном искусстве, как раз поэтому, данные вещи мы и можем отбросить в нашем исследовании, как не имеющие отношения к интересующим нас объектам внимания. А именно: трофейное оружие, снаряжение - расположенное традиционно по краям сцены, а так же фигуры трёх персонажей - вероятнее всего (как мы определили ранее), олицетворяющих римских богов в аттических шлемах, расположенных так же с краю. На саркофаге Portonaccio - богоподобная фигура расположена в центре сцены, что является больше исключением из правил, нежели традицией.
Теперь же, обратим внимание на оставшиеся детали, нас именно и интересующие. Сравнивая данный памятник с саркофагом Portonaccio, здесь также заметим массивные нашлемные украшения, в виде птиц и объёмное изображение, вероятно, козерога с двух сторон купола шлема. Имеется здесь и плюмаж отчасти напоминающий, знакомый нам ранее по аттическим шлемам божеств, но без статуэтки существа в основании гребня. На этом, сравнения с Portonaccio заканчиваются, но это и неудивительно, ведь их разделяет временной отрезок с более полувека!
На данной сцене мы более не видим колец и трубчатых наверший с плюмажём, а вместо них появляется новый тип навершия, а вероятно, и полностью другой тип шлема с гребнем, известный под названием Kammhelme. Первые типы этих шлемов датированы 280-ми годами н.э., что очень близко ко времени датирования данного памятника. На изображениях этих шлемов, видим металлические гребни соединяющие две части купола подобного шлема. И хоть художник не совсем правильно его изображает - выступающая часть гребня начинается не с самого основания купола, а несколько выше, мы же, с большой долей вероятности, можем предположить что, данный факт не столько особенность конструкции, сколько типичная привычка обобщения разных типов гребней, мастером создающим нечто среднее, между новым типом гребня и старым римским плюмажом с перьямина "Хвост павлина". Как видим по драконарию - подобный плюмаж ещё не вышел из моды. Подобные особенности изображения элементов мы замечали и ранее, на колонне Марка Аврелия.
Арка Галерия
На арке Галерия представлены персонажи с типичным варварским трубчатым плюмажом, ещё называемым "Конский хвост", встречающихся не менее трёх раз на сцене. Хотя один из которых, возможно, и не является плюмажом (данный персонаж - женщина и вполне вероятно это просто коса), но два других, явно указывают на шлем и подобное его украшение. На сей раз, данный плюмаж, судя по тому как он свисает, должен состоять из конского волоса, а не из перьев как замечалось ранее. На заднем плане видны и шлемы с гребнем, но из-за плохой сохранности памятника и плохой прорисовки, точно определить что это за гребень, "Высокий металлический" или "Хвост павлина" мы не можем, склоняясь, всё же к первому.
Арка Константина
Арка Константина - пожалуй самый сложный и запутанный материал для исследований. Множество элементов на памятнике эпохи Константина - им же и заимствована из других, более ранних архитектурных произведений предшественников. Из чего следует, что сначала нам здесь придётся отделить мух от котлет, а уж потом включиться в анализ нужного временного периода. В тоже время, более подходящего творения, на чём мы можем так удачно закрепиться, даже сложно представить.
Начнём с закрепления - элементов не относящихся к правлению Константина:
Фриз восходящий к эпохе правления Траяна, сцена битвы Траяна против Даков
Слева шлемы с перьевым плюмажом "Хвост павлина". Плюмаж справа - большой бублик имеющий по краям объекты, напоминающие трубку с перьями. Возможно именно такие образцы плюмажей эпохи правления Траяна - эволюционировали в уже знакомый нам обычный бублик или кольцо.
Фриз восходящий к эпохе правления Марка Аврелия
Слева видим только плюмаж в форме павлиньего хвоста, но есть и особенный элемент в данной сцене! Это трубач справа, так же, имеющий плюмаж в виде "Хвоста павлина", но видим и явное отличие в конструкции данного шлема - здесь отчётливо просматривается гребень разделяющий шлем на две половины, то есть шлем типа "Kammhelme".
Справа "Хвоста павлина" и простой бублик.
Ещё одна сцена с арки Константина, вероятно, окончательно нас убедит в том что, плюмаж в форме "Хвоста павлина" всегда состоит из перьев птиц и нигде не встречается наполненный конским волосом. Очень много реконструкций позднеримских шлемов с гребнем, часто наполняют плюмаж именно конским или аналогичным волосом, допуская тем самым грубую ошибку.
Далее сцены относящихся к правлению Константина:
Сцена битвы у Мульвийского моста показывает нам уже знакомый плюмаж "Хвост павлина". Далее персонаж, вероятно, олицетворяющий божество женского рода с аттическим шлемом и роскошным плюмажом, всегда на нём и присутствующим. А так же, обнаружен и новый вид нашлемного украшения, ранее (в данном исследовании), ещё не встречающийся - у персонажа находящегося в самом левом углу. Такое же украшение есть и у ещё одного или даже двух персонажей расположенных чуть правее рассматриваемого.
Новый вид украшения находится в передней области купола шлема по центру, имеет чёткое разделение на две части, напоминая букву Y, так называемую "Рогатку". Сложно сказать какова конструкция и состав данного украшения, по причине малого количества подобных объектов в сценах и плохой прорисовки. Можно только предполагать: украшением в виде двух перьев, некое подобие рожек или это фигурки? Далее придётся немного углубиться в определение - чем может быть подобное украшение шлема, обратившись к письменным источникам.
Аммиан Марцеллин часто упоминает о отрядах Корнутов (cornuti — в переводе с лат. значит рогатые). Предполагается, что Корнуты приняли в 312 г. участие в битве при Вероне и у Мульвийского моста. Доказательство этому многие историки видят как раз в «рогатых» шлемах, которые носят воины, изображенные на рельефах арки Константина. Вероятно эти шлемы неримского образца, что указывает на чужеземное происхождение солдат. Известно, например, что, готовясь к войне с Максенцием, Константин пополнял свои войска военнопленными варварами особенно из германцев и кельтских племен. Эти зачастую отрывочные сведения источников послужили основанием для историков ХХ в., чтобы говорить о массированной варваризации, а точнее — германизации армии, произошедшей в период правления Константина.
Слева: 1. Изображение на щите одного из воинов на арке Константина; 2. Бронзовая статуэтка из Принстона, представляющая Константина. Прорисовка И. В. Кирсанова
Справа: 1. Руна Инг; 2. Руна Отала; 3, 4. Изображения на щитах в Notitia dignitatum. Прорисовка И. В. Кирсанова
На миниатюре в шестой главе восточной части Notitia dignitatum изображена эмблема Корнутов в виде двух смотрящих друг на друга змей, поднимающихся на общем основании. Аналогичный символ можно увидеть на щите у одного из воинов на триумфальной арке Константина, а также на щите бронзовой статуэтки из Принстона, представляющей самого Константина. Ф. Альтхайм связывает изображения с фигурами двух танцующих змей, которые часто украшают германское оружие. Эти символы в III столетии часто использовались военными вождями племен, живших на территории Дании и Швеции. Поэтому допустимо предположить, что Корнуты и некоторые другие римские ауксилии, имеющие подобную символику, были сформированы из северных германцев, возможно, из пленников. Еще одно доказательство северного происхождения Корнутов – изображение руны «инг» (ing, inguz, ingwaz) на уже упоминавшемся рисунке в Notitia dignitatum. Это не единственная эмблема в Notitia, хранящая руны. В той же главе этого документа присутствует эмблема палатинской ауксилии Виндики (Vindices). Она, в общем, аналогична изображению на щите Корнутов, только над головами змей изображена руна «отала» (odal, othila, othala), которая была посвящена богу Одину. Корнуты и другие подразделения, на щитах которых изображены две змеи, считались самыми боеспособными и занимали привилегированное положение в армии Константина. Именно поэтому статуэтка из Принстона представляет императора держащим щит с подобной символикой.
В сценах "Константин входит в Рим победителем" и "Армия Константина покидает Медиолан" наблюдаем нашлемные украшения типа "Хвост павлина" и "Рогатка".
В сцене "Осада Вероны", у войск Константина видим шлемы всё с теми же украшениями - "Хвост павлина" и "Рогатка", зато у его противников, явно определяется шлемы с "Высоким металлическим гребнем" и возможно (барельеф частично разрушен и сложно сказать с уверенностью), с плюмажом типа "Хвост павлина", у персонажа справа.
Можно с уверенностью сказать, что здесь мы видим явное отличие нашлемных украшений, типов "Хвост павлина" и "Высокий металлический гребень" друг от друга, по характерным особенностям искривления линий разности трёхмерных объектов. Всё это говорит о том, что армия Константина ещё не использовала "Высокий металлический гребень", в то время как, осаждённые Вероны, напротив, в большинстве своём, уже оснащали им свои шлемы.
Мозаика с Римской виллы Piazza Armerina
Из всего многообразия сцен на мозаике, солдаты в шлемах представлены лишь однажды. Три персонажа, один из которых фигурирует лишь на заднем плане и то виден лишь один его шлем. Но этого достаточно, что-бы понять и зафиксировать полученные данные.
У среднего персонажа легко определяется тип навершия, это "Высокий металлический гребень". Гораздо сложнее определить какое навершие имеет шлем у персонаж слева. Здесь художник явно пытался изобразить нечто другое, отличное от персонажа в центре, придав данному "гребню" свою особенность, изобразив его - состоящим из четырёх слоёв, применяя три разных цвета. Художник, скорее всего, пытался таким образом указать на большую трёхмерность объекта, смотря на который, зрение явно представляет - гребень имеющий пышную форму. Шлем третьего персонажа на заднем плане, вероятно, рисуется с некой усреднённой формой. Как было ранее неоднократно замечено, подобная практика художественного изображения не редкость.
Мозаика с Римской виллы Tellaro
На сцене выкупа тела Гектора, Ахиллес изображён в шлеме с гребнем. Хоть изображение и не относится к эпохе поздней Римской империи, всё же, имеет чёткий отпечаток времени его создания. Подобная конструкция, вряд ли могла быть просто придумана художником, и вероятно была подсмотрена у более ранних памятников, либо отражала формы тогда существующих образцов шлемов. По этой причине, данное изображение сложно причислить к данному исследованию, но оно сможет его дополнить.
Плюмаж состоит из металлической, либо деревянной основы, к которой прикреплён ряд из перьев. В передней части гребня, есть ещё два пера побольше.
Надгробие Lepontius
На надгробии Lepontius изображён галло-римский солдат гарнизона, служившего на границе в верхнем течении Рейна. Здесь явно просматривается не римский тип шлема, Spangenhelme или Lamellenhelm. Шлем имеет типичный для варваров плюмаж "Конский хвост", на котором чётко просматривается рельех. Он явно как-то заплетён или скручен.
Колонна Феодосия
На колонне Феодосия снова и уже в третий раз появляются шлемы с "Высокий металлическим гребнем". Здесь они уже более отчётливо проработаны и их почти невозможно спутать с другими типами нашлемных наверший. Только "Высокий металлический гребень" имеет настолько явное заострение и максимальное увеличение высоты в своей передней части, с уменьшением в задней, часто полностью исчезающим в шлеме.
Резьба по дереву из Египта
Кажется, наиболее интересным объектом для исследования является деревянная статуэтка из Египта, по причине своей трёхмерности с множеством мелких элементов, имеющих свою глубину и объёмность моделей. Это на самом деле так. Данная статуэтка играет большую роль в изучении экипировки и вооружения Римской армии.
Первое на что обращается внимание, что абсолютно все сохранившиеся фигурки солдат имеют гребни на своих шлемах. Данные гребни имеют значительную толщину и создаётся впечатление, что гребни имеют в своей конструкции объёмный плюмаж. Хотя возможно, что это лишь особенность моделирования фигур резчиком. Есть фигуры на которых, в передней части гребня, читается рельеф из вертикальных линий, говорящий о плюмаже на нём. Так же, присутствуют и фигуры с плоской поверхностью, без линий. Гребни имеют максимальную высоту в своей передней части, с уменьшением в задней, часто полностью исчезающего в шлеме, что является особенностью "Высоких металлических гребней". Читается явное сходство подобных наверший с гребнем изображённым на мозаике Римской виллы Tellaro.
Итог
Анализируя всю полученную информацию из памятников искусства и археологии, создалось и понимание, что из себя представляли нашлемные украшения эпохи поздней Римской империи, какую имели конструкцию, материал для наполнения и другие особенности. Памятники дали возможность увидеть и понять, что хотел показать художник, тем или иным рисунком, цветом и изгибом линий. Особенности форм помогли определить и основные типы нашлемных наверший.
Определение типов нашлемных наверший, изображённых на античных памятниках искусства, начиная с середины 3-го и заканчивая 5-м веком н.э.
Посмотреть множество изображений с представленных памятников искусства можно в разделе: Позднеантичные изображения
Список литературы:
Негин А. Е. К вопросу о времени появления в позднеримской армии шлемов с продольным гребнем
Банников А. В. ПОЗДНЕРИМСКИЕ АУКСИЛИИ И «ВИДЕНИЕ» КОНСТАНТИНА
Автор: Сидоренко Р. В. (Atanarih) редакция от 04.04.16г.