Дохристианские воинские посвящения
Многие задаются вопросом, откуда взялось понятие воин и почему у большинства народов в обиходе, было минимум два понятие для воинского сословия, а именно - солдаты и Воины. Так в чём же тут их отличия!? В древности хорошо знали, что именно, отличает простого солдата от Воина и легко бы ответили на этот вопрос всего одним словом - посвящение!
Мы точно не знаем каким оно было, но имеем некоторую информацию о воинском посвящении, которое в свою очередь, связано и с посвящением в берсерки. Последнее же, либо является некоторой его разновидностью, либо посвящением уже более высокой ступени.
Оба этих посвящения имеют общие мотивы и часто неотделимы друг от друга.
Так, например, как рассказывает Тацит, у Хаттов соискатель не стриг ни волос, ни бороды, пока не убивал врага. У Тайфалов молодой человек должен был убить вепря или медведя, а у Герулов - он боролся с этими зверями без оружия. Пройдя подобные испытания, он превращался в неустрашимого воина, который вел себя, как зверь на охоте. Он становился сверхчеловеком,
ибо ему удалось обрести магическую и религиозную силу, часть которой он получал от хищника.
Берсерк, в свою очередь, должен войти в агрессивное и устрашающее состояние исступления, отождествляющее его с разъяренными дикими животными. В данном состоянии его захватывает нечеловеческая и неодолимая сила, так что боевой порыв исходит из самой глубины его существа. Древние германцы называли эту силу «Вут» — термин, который Адам Бременский переводил как «ярость» (furor). Это своего рода демоническое безумие, которое повергает в ужас и парализует противника. Ирландский ferg («гнев»), гомеровский «менос» — почти точные эквиваленты того же устрашающего сакрального состояния, характерного для героических
поединков. Ж. Вендрие и Мария-Луиза Сьёстедт показали, что некоторые определения «героя» на древне-ирландском языке соотносимы со словами «пыл, возбуждение, напряжение». Как пишет М.-Л. Сьёстедт, «герой яростен, одержим собственной бурной и обжигающей энергией». Во многих своих работах, особенно в «Гораций и Куриации» Жорж Дюмезиль блестяще интерпретирует все эти выражения героического пыла, доказывая их связь с испытаниями
воинского посвящения, главным элементом сюжета которого является полная победа над смертью, само принятие смерти как неминуемого и заключительного этапа пути любого воина. Нечто похожее мы встречаем и в японском кодексе «Бусидо». Интересно что, английское слово Hero заимствованное через лат. Heros и др.-греч. ???? (Болубог, Герой). Оно же имеет связь и с первой монограммой Христа - ХР, представляющей собой две первые буквы греческого написания его имени: «хи» и «ро», до этого, данной Константином Великим, для замены орла на римских штандартах. Монограмма Христа, символизирует его покровительство и победу над смертью.
Автор: Сидоренко Р.В