Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



Наши статьи

 17/09/2022

 Svinfylking - построение или воинский культ кабана

 

  Сведения от традициях воинского культа кабана, в отличии от схожих с ним на первый взгляд, культов Berserker's и Ulfhednar's очень расплывчаты и дают не чёткую информацию, но собрав её всю воедино и структурировав, получим возможность разобраться...

 

Больше

__________________________________

14/04/2019

Щиты Пшеворской культуры

  Пшево́рская культура, одна из самых интересных соседствующих и чаще враждебных римской империи культур, на протяжении большого количества времени. Она открывает нам занавес истории и облика многих племён и народов, тех кого рим всегда называл варварами...

 

Больше

__________________________________

04/04/2016

Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи

  Существенным элементом защитной экипировки легионера являлся шлем, а в период заката Римской империи, иногда был и единственным. Несмотря на довольно большое количество археологических находок шлемов - относящихся к поздней римской империи, а именно, так называемому гребневому шлему "Kammhelme"...

 

Больше


Опубликовать в социальных сетях

Шлем из Пильнинского могильника 2

Художественная реконструкция - А.Е. Негин


Название: Шлем из Пильнинского могильника 2
Тип: Lamellenhelm
Хранится: Государственный Исторический Музей, Москва
Датировка: 
1-2 век н.э.
Описание:

Шлем из разграбленного могильника писеральско-андреевского типа возле пос. Пильна на юге Нижегородской области [Зубов и др., 2011; Зубов, 2011]. Обнаружение могильника и поступление части грабительской коллекции в ГИМ, стало возможным после ряда следственных мероприятий. Среди смешанных и разрозненных материалов из погребальных комплексов могильника, переданных в музей, был один шлем хорошей сохранности и части второго, сильно фрагментированного шлема. Авторы статьи вместе с реставратором П.В. Бирюковым предприняли попытку восстановить конструкции этих шлемов из Пильнинского могильника на возможном, учитывая сильные разрушения и утраты, уровне.
Второй шлем из Пильнинского I могильника сохранился в нескольких фрагментах, которые позволяют реконструировать конструкцию шлема. Купол шлема был собран из узких вертикальных пластин шириной около 20 мм, скрепленных двумя рядами заклепок и сведенных под круглую пластину, где они также были заклепаны. Пластины крепились одна на другую, внахлест. Нижний обод в конструкции отсутствовал. Точные размеры по сохранившимся фрагментам определить затруднительно. К шлему могли относиться и крупные пластины, из которых могла быть набрана бармица. Размеры пластин 30?16 мм, по центру прослеживается вертикальное ребро, возле прямоугольного края отмечены два отверстия. Полностью сохранились три экземпляра, остальные в сильно фрагментированном состоянии.

Учитывая то, что находки из Пильны были сделаны грабителями, достоверно представить погребальную обрядность и вещевой состав комплексов невозможно. Можно лишь провести аналогии с инвентарем Андреевского кургана, отмечая максимальное сходство многих категорий вещей и несомненные параллели этих двух памятников [Зубов и др., 2011; Зубов, 2011]. Отличие заключается в отсутствии курганной насыпи (во всяком случае, авторы не обнаружили ее следов во время натурного обследования памятника в 2009-2010 гг.) и достаточно необычном расположении могильника на краю высокого склона коренного плато. Депаспортизированные вещи из разграбленных погребений Пильнинского I могильника типологически укладываются в промежуток между инвентарем памятников типа Андреевка-Староардатово и Писералы-Климкино [Зубов, 2011]. При этом можно отметить тяготение вещевого инвентаря к погребениям второй и третьей хронологических групп Андреевского кургана и ранним погребениям Писеральского курганного могильника. Таким образом, время совершения захоронений на Пильнинском I могильнике предварительно можно ограничить II в. н.э. [Зубов, 2011. С. 85]. Доступные для анализа материалы из Пильны позволяют сделать предварительное отнесение их ко II в. н.э.



Автор: С.Э. Зубов, О.А. Радюш