Мозаика церкви Сан-Витале
В 540 году нашей эры войска византийского императора Юстиниана захватили итальянский город Равенну, бывшую столицей государства остготов, основанного на обломках Западной Римской империи. Правительство Юстиниана предприняло целую цепь победоносных походов, чтобы вновь вернуть «Империи римлян» (так официально именовалось Византийское государство) утраченные земли и восстановить могущество и славу Римской монархии, столицей которой стал теперь Константинополь. Равенна становится центром Византийской администрации на итальянской территории, и по обычаю того времени это должно было быть подчеркнуто пышным строительством. В христианской Византии в подобных случаях строились большие и торжественные храмы. Возвели такой храм и в Равенне в 547 году, посвятив его местному святому Виталию. Стены храма были щедро украшены мозаичной живописью. Среди этих мозаик, изображавших события христианской легенды и религиозные символы, видимо, по прямому указанию Константинополя были помещены две композиции светского содержания. В наиболее важной восточной части храма, над тем местом, где совершалось торжественное богослужение, с двух сторон друг против друга изображены сам император Юстиниан и жена его Феодора, окруженные свитой. Высоко вознесенные над толпой молящихся, они выступают, медлительно-важные, будто участвуя в величаво-торжественной церемонии. Император в роскошных, богато украшенных одеждах, увенчанный короной, усыпанной драгоценными каменьями, держит в руках большую золотую чашу. Подле него — высший церковный иерарх Равенны, архиепископ Максимиан. Рядом с ними, будто выстроившись в строгую шеренгу, — придворные, священнослужители, воины императорской гвардии. Все фигуры изображены строго фронтально, лицом к зрителю, головы расположены на одном уровне. Подчеркнуто однообразно повторяется у каждого, кроме крайних фигур, жест согнутой под прямым углом правой руки. Параллельными линиями падают вертикальные складки тяжелых одеяний. Вся группа застыла в безмолвном предстоянии. Недвижно по-римски бритое лицо Юстиниана с упрямым подбородком и широко раскрытыми глазами под энергичным разлетом густых бровей. Сурово аскетическое лицо Максимиана с резкими морщинами и тяжелым взглядом также широко раскрытых, будто куда-то в бесконечность устремленных глаз. Неподвижность композиции, застылость поз и жестов, мерный, чеканный ритм — все это придает изображенной сцене ощущение отчужденности от повседневной жизни. Это ощущение еще более усиливается благодаря тому, что фигуры изображены на отвлеченном золотом фоне, а император увенчан не только короной земного владыки, но и круглым сиянием — нимбом, по законам христианской церкви полагающимся лишь небожителям. Император уподоблен богу, что, впрочем, было в обычае еще у цезарей Древнего Рима. Все изображение воспринимается как некая торжественная и немного даже таинственная церемония, будто каким-то необъяснимым образом среди молящихся жителей вновь возвращенной Римской империи Равенны явился сам «божественный» константинопольский самодержец. Мозаичные композиции храма блистают и искрятся звонкими чистыми цветами, переливающимися радужными оттенками розовых, зеленых, голубых, фиолетовых смальт. Пышное великолепие этой цветной радуги еще более интенсивно звучит на фоне золота, оттененного белизной одежд придворных и дьяконов. Мозаичная техника была унаследована византийскими живописцами от художников древнего мира, где искусство мозаики стояло уже на большой высоте. Но если прежде мозаичные композиции набирались главным образом из разноцветных камней, то теперь все шире используется особое цветное стекло — смальта. От этого поверхность мозаики начинает сиять, будто перед нами затканная золотыми узорами пышная завеса. Поблескивание золота на фоне и в одеждах достигает особого эффекта благодаря тому, что отдельные кусочки смальты уложены не гладко, а под разными углами. Поэтому излучаемый мозаикой свет вибрирует, колеблется, создавая впечатление какой-то мерцающей, волшебной атмосферы, которая пронизывает теплыми лучами весь интерьер храма. Вместе с тем, желая возвысить образ над реальной жизнью, художник далек от всякого мистицизма. Хотя композиция условна, она не столько напоминает икону, сколько воспроизводит дворцовый ритуал со всей его строгой церемонностью и пышной тяжеловесной роскошью. Каждого входящего в церковь святого Виталия захватывает богатство и ликующая звучность красочных симфоний, льющихся буквально со всех стен храма. Золотые, белые, радужные лучи пронизывают воздух, и человек начинает чувствовать себя в некоем прекрасном праздничном мире, чья красота так противостоит суровой и полной испытаний жизни, которой люди живут за стенами храма.
Автор - М. В. АЛПАТОВ - 18.08.2006