Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



Наши статьи

 17/09/2022

 Svinfylking - построение или воинский культ кабана

 

  Сведения от традициях воинского культа кабана, в отличии от схожих с ним на первый взгляд, культов Berserker's и Ulfhednar's очень расплывчаты и дают не чёткую информацию, но собрав её всю воедино и структурировав, получим возможность разобраться...

 

Больше

__________________________________

14/04/2019

Щиты Пшеворской культуры

  Пшево́рская культура, одна из самых интересных соседствующих и чаще враждебных римской империи культур, на протяжении большого количества времени. Она открывает нам занавес истории и облика многих племён и народов, тех кого рим всегда называл варварами...

 

Больше

__________________________________

04/04/2016

Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи

  Существенным элементом защитной экипировки легионера являлся шлем, а в период заката Римской империи, иногда был и единственным. Несмотря на довольно большое количество археологических находок шлемов - относящихся к поздней римской империи, а именно, так называемому гребневому шлему "Kammhelme"...

 

Больше


Опубликовать в социальных сетях

Рукописи

Вегеций - Краткое изложение военного дела

Опубликовано 30.01.2016

Вегеций Флавий Ренат (лат. Flavius Vegetius Renatus) - римский теоретик военного искусства (2-я пол. IV в. н.э.). В сочинении Краткое изложение военного дела (Epitoma rei militaris) - даются ценные сведения о системе боевой подготовки, организации, вооружении и тактике. Это пособие было посвящено неназванному по имени императору, вероятнее всего, Феодосию I. Сохранилось около 140 рукописей.
В кн. I основное внимание уделяется вопросу о новобранцах, о том, какие профессии следует предпочитать и в каких войсках их следует использовать.
Кн. II рассказывает об организации армии, войсковых соединений и функциях военачальников, о служебных повышениях, об оружии легиона.
Кн. III посвящена вопросам стратегии и тактики наступательной и оборонительной войны: здесь говорится о том, какой величины должно быть войско и как наблюдать за его санитарным состоянием, о необходимом фураже и продовольствии; о том, как устроить лагерь и как выбрать удобное для сражения место и т.д.
В IV кн. подробно объясняется, как следует укреплять города, строить стены, какими должны быть осадные машины и какие нужно предпринять меры предосторожности, чтобы враг тайно не захватил стен; излагаются также правила морской войны. Через весь труд
Вегеция проводится мысль о том, что прежде римские легионы были непобедимы, теперь же их военная мощь заметно упала вследствие небрежного отношения к военному искусству.

Читать полностью »

Анонимный реформатор - О военном деле

Опубликовано 30.01.2016

Нам ничего неизвестно об авторе этого произведения. У античных авторов нет ни единой ссылки, ни одного упоминания этой работы. Возможно это объясняется тем обстоятельством, что будучи адресованной римскому императору в виде докладной записки, она была задержана его чиновниками и положена "под сукно”, где пролежала в полной безвестности вплоть до XV в. Поэтому все сведения о трактате и его авторе выводятся из самого контекста работы и носят гипотетический характер.
Достаточно уверенно мы можем говорить о том, что эта работа написана позже 337 г., поскольку в ней вспоминается правление императора Константина (II, 1). Бодрый же тон автора, не утратившего веры в атакующий потенциал римского оружия, а также характеристика варваров как врагов еще только угрожающих границам империи, позволяет предположить, что работа написана до 378 г., т.е. до катастрофы при Адрианополе. Более того, обращение автора к императорам, имеющим сыновей, может сузить хронологические рамки до 366—375 гг., поскольку только в этот период римляне имели двух императоров-соправителей с сыновьями—наследниками. Ими были Валентиниан I и его брат Валент. Именно эту датировку поддерживает сейчас большинство исследователей, хотя есть и другая точка зрения, выдвинутая еще З. Гелениусом, первым издателем трактата в середине XVI в., согласно которой он был написан во время правления Феодосия I, т.е. в 392—395 гг.
Гораздо больше разногласий вызывает вопрос о личности автора. То, что трактат написан на латинском языке, по мнению многих исследователей, свидетельствует о том, что Аноним был родом скорее из западных, чем восточных провинций. Его же несомненная заинтересованность в усилении границ Восточной империи объясняется, по мнению Е. Томпсона, тем, что он жил в одной из наиболее восточных латинских провинций, возможно в Иллирийской префектуре.
Однако не менее убедительно выглядит позиция сторонников и другой точки зрения, согласно которой автором трактата был грек, выбравший латынь потому что он не мог рассчитывать на хорошее знание императором греческого языка. Во всяком случае, ужасающее косноязычие Анонима и его явная любовь к греческим названиям предлагаемых им изобретений делают весьма веским это предположение.
Наконец существует и третья точка зрения, по которой автором трактата вполне мог быть и варвар, косвенным доказательством чему служит фраза во Введении: "ведь и варварским народам отнюдь не чужда изобретательность, поддерживаемая природными качествами…”.
Не исключено, что автором трактата мог быть не один человек, а минимум двое, один из которых был "чистым” механиком-изобретателем, а другой "спонсировал” проекты и облекал их в литературную форму, не всегда улавливая принцип работы механизма. Этим в какой-то степени можно объяснить тяжелый стиль описания изобретений и частый переход в изложении материала от единственного числа к множественному. Более понятным в таком случае становится и отсутствие имени автора трактата.

Читать полностью »

Эвгиппий - Житие Святого Северина

Опубликовано 30.01.2016

Перевод: Донченко А. И.


Северин Норикский, Святой Северин — (лат. Severinus, родился ок. 410 года, умер в 482 году) — католический святой, известный как христианский просветитель римской провинции Норик (территория современной Австрии). Главным источником информации о жизни святого является «Житие святого Северина», написанное в 511 году его учеником, аббатом Евгиппием, и которое предоставляет кроме подробностей о деятельности святого Северина в Норике большое количество ценной исторической информации об этом времени. Житие святого Северина было весьма популярной книгой в Средние века.

«Житие святого Северина» - первое издание на русском языке свода сведений и биографии знаменитого раннесредневекового христианского святого. Жанр жития особенно интересен тем, что на фоне биографии святых дается детальное описание быта окружающей его обстановки, создается непосредственная связь эпох, перенесение традиционных ценностей в современность. В трактовке образа святого Северина авторы, расходятся в некоторых деталях, в общем, единодушны – по своим харизматическим качествам Северин представляет собой явление выдающееся, говоря словами А. Гаука: «Северин – это такая личность, параллели которой найти невозможно».

Читать полностью »

Гильда Премудрый - О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды

Опубликовано 30.01.2016

Перевод:Чехонадская Н. Ю.


Гильдас Мудрый (Gildas Sapiens иногда переводят, как в данном издании - Гильда Премудрый) является самым загадочным английским историком. По отрывочным сведениям источников, он был сыном короля бриттов Кау, бежал в Ирландию от мести короля Артура, потом жил в Уэльсе и умер в Бретани, в основанном им монастыре Руэс. Примерные даты его жизни 490-570 гг.
Небольшое сочинение Гильдаса "О погибели Британии" является скорее риторическим, чем историческим, однако давно привлекает внимание историков как один из немногих источников по истории Британии 5-6 вв. Гильдас сурово осуждает своих соплеменников-бриттов, за грехи которых остров подвергся нашествию англосаксов. В этом он подражает популярному в 5 в. сочинению Сальвиана из Массалии "О правлении Божьем" (De gubernatione Dei).
Это сочинение Гильдаса интересно еще и тем, что его использовал в своем произведении "Церковная история англов" Беда Достопочтенный. Он заимствовал не только фактологию Гильдаса, но и его обличительный пафос, который понадобился автору "Истории", чтобы оправдать завоевателей-англосаксов. Историческая ирония заключается в том, что Беда - англо-сакс, а Гильдас - бритт, т.е. при написании истории англов, Беда широко использует и даже берет произведение, написанное историческим противником. Так, при сравнении этих двух источников (что взял Беда у Гильдаса, а главное как он изменил, как он интерпретировал "под себя" факты) можно сделать то, что очень редко, да проктически никогда не удается сделать историку, работающему с древними источниками - "проникнуть в голову" автора, в его психологию.
В сочинении Гильдаса приводятся ценные сведения об истории Британии, хотя их нелегко различить среди библейских цитат и риторических иносказаний автора. Его язык почти лишен варваризмов, но стиль перегружен искусственными конструкциями и ассоциациями. Сочинение Гильдаса делится на три части: предисловие (с. 1-2), географическое и историческое описание Британии (с. 3-26) и осуждение светских и церковных правителей Британии (с. 27-110). Последняя часть почти полностью состоит из цитат и представляет значительно меньший интерес для историка. Часть ученых (А. Уэйд-Эванс, Н. Чэдвик и др.) считала, что разные части сочинения написаны разными авторами, но пока эта гипотеза не нашла подтверждения.
Труд Гильдаса сохранился в составе четырех манускриптов (самый ранний 8 в.). В одном из них он называется "Печальной книгой о бедствиях, разорении и завоевании Британии" (Liber querulus de calamitate, excidio et conquestu Brittaniae), такое название сохранено в некоторых изданиях.
Перевод снабжен латинским текстом и подробными комментариями.
В предисловии данного издания излагается рукописная история "О погибели Британии", история изучения памятника, текстологические проблемы, различные точки зрения на спорные места в тексте. Автор предисловия предлагает новые гипотезы и толкования и подробно рассматривает имеющиеся исторические данные о незаурядной личности Гильдаса.
В приложении к изданию содержится полный перевод двух житий Гильдаса, написанных в 11 и 12 вв , сохранившихся фрагментов его посланий, а также переводы (с латинского, ирландского и древнеанглийского) биографических сведений о нем в других средневековых источниках.

Читать полностью »

Гальфрид Монмутский - История бриттов. Жизнь Мерлина

Опубликовано 29.01.2016

Гальфрид Монмутский
История бриттов
Жизнь Мерлина

дополнения

 Ненний. История бриттов
 Мадок из Эдейрна. На сочинение Гальфрида

История бриттов перевод: Бобович А. С.
Жизнь Мерлина перевод: Ошеров С. А.

Гальфрид Монмутский (Galfridus Monemutensis) (ок. 1100 - ок. 1155) - английский церковный деятель, историк. По происхождению, вероятно, бретонец, чьи предки поколением-двумя ранее пришли в Британию с норманнами; в его главном труде при несомненной верности бретонцам и некой лояльности к норманнам очевидна неприязнь к англичанам и пренебрежение к валлийцам. Был архидьяконом в Монмуте (отсюда его прозвище), в 1152 рукоположен в сан Сент-Асафского епископа, но вряд ли побывал хоть раз в своей епархии на северо-востоке Уэльса. Умер ок. 1155. Главное творение Гальфрида - написанная латинской прозой История королей Британии (Historia regum Britanniae, 1130-1138). Известны три варианта Истории, опубликованы два. Важнейший для Гальфрида источник - История бриттов Ненния (ок. 800). Он пользовался также сочинением бретонца Гильдаса О падении Британии (6 в.) и историями своих современников Вильяма Мальмсберийского и Генриха Хантингдонского и многое почерпнул из Церковной истории англов Беды Досточтимого; использовались также Энеида Вергилия, Библия, валлийские родословные, жития святых, другие латиноязычные исторические труды и предания, не связанные с британской историей. При всем этом Историю трудно посчитать ученым трудом. Нет веских оснований верить, что многое перенесено в нее из старинных преданий или народных сказаний. До эпохи Мильтона сочинение воспринимали как более или менее подлинную историю; позднейшим английским писателям оно служило источником сюжетов. Известно еще одно сочинение Гальфрида - написанная не ранее 1148 латинским гекзаметром поэма Жизнь Мерлина.

СОДЕРЖАНИЕ:
 История бриттов (перевод с латинского А.С.Бобовича) (5).
 Жизнь Мерлина (перевод с латинского С.А.Ошерова) (138).
 ДОПОЛНЕНИЯ
 Ненний. История бриттов (перевод с латинского А.С.Бобовича) (171).
 Мадок из Эдейрна. На сочинение Гальфрида (перевод с латинского С.А.Ошерова) (194).
 ПРИЛОЖЕНИЯ
 А.Д.Михайлов. Книга Гальфрида Монмутского и ее судьба (196).
 ПРИМЕЧАНИЯ (составили А.С.Бобович и М.А.Бобович) (228).


Академия наук СССР
Литературные памятники

Издание подготовили А.С.Бобович, А.Д.Михайлов, С.А.Ошеров
Издательство «Наука» Москва 1934

Ответственный редактор А.Д.Михайлов

Читать полностью »

Ненний - История бриттов

Опубликовано 29.01.2016

Ненний (лат. Nennius) - валлийский историк VIII-IX века, автор «Истории бриттов» (лат. Historia brittonum), где описывается история Британии от заселения острова до эпохи короля Артура (VI в.) и приводятся отдельные данные по более поздним периодам.

Имя и биография уэльского ученого Ненния спорны: в предисловии он называется себя учеником епископа Эльводуга (Эльвода), о кончине которого в 809 году сообщают валлийские анналы. «История бриттов» дошла в нескольких редакциях: пространной, краткой с предисловием и краткой без предисловия.

Произведение Ненния остаётся одним из основных письменных источников по истории раннесредневековой Англии. «История бриттов» повествует о римском владычестве, набегах пиктов, скоттов и саксов и их борьбе с бриттами, появлении германских племен (англов и саксов) в Британии, англосаксонском завоевания Британии. Фактически «История бриттов» является компиляцией из Иеронима, ирландских и англосаксонских анналов, эпических поэм бриттов; кроме того, она содержит одну из ранних версий истории о происхождении ирландцев, которая позднее была разработана в «Книге захватов Ирландии». Повествование бессистемно, мало достоверно. Впервые появляется легенда о «короле Артуре», которого Ненний называет римским именем Арторий, считая его вождем бриттов, одержавшим двенадцать побед над германцами. Последняя среди них - при горе Бадон. Легендарная традиция связывает Артория с Амброзием Аврелианом. Ненний подробно рассказывает предание о Хенгесте и Хорсе. Кроме того, в «Истории бриттов» изложена генеалогия англосаксонских королей до 796 г. Средневековый ирландский перевод Ненния (так называемая Lebor Breatnach) также является ценным историческим источником.

Читать полностью »

Зосим - Новая история

Опубликовано 29.01.2016

Новая история
Книга I
Книга II

Книга III

Книга V

Книга VI

Зосим – позднеримский историк (конец 5 в.) и последний языческий историк, комит и экс-адвокат фиска Восточной Римской империи (Византии).
Новая история в 6 книгах, в которых кратко изложена история Римской империи от Августа до взятия Рима Аларихом (См. Аларих I) I (410). Период с 270 по 410 излагается Зосимом более подробно. Как идеолог старой римской языческой аристократии, Зосим оппозиционно настроен по отношению к христианству. Главную причину ослабления империи и натиска варваров Зосим видит в принятии христианства; резко критиковал политику императоров Константина I и Феодосия I. Закончена в 498 г. Единственная языческая история на греческом языке, сохранившаяся полностью от V в.

Основные темы книг:
I. Краткое вступление от Троянской войны до римских императоров. История кризиса  III в.;
II. От Диоклетиана до Констанция II;
III. Юлиан и его эпоха;
IV. Валентиниан и Валент;
V. Феодосий и начало V в.;
VI. События 409-410 г.

Читать полностью »

Авторы жизнеописаний Августов

Опубликовано 29.01.2016

Элий Спартиан, Элий Лампридий, Юлий Капитолин, Вулкаций Галликан, Требеллий Поллион, Флавий Вописк
Авторы жизнеописаний Августов

Эта книга охватывает полтора века истории Римской империи – со 117 по 284 г. н. э.: «золотой век» империи, время правления династии Антонинов (117–180 гг. – Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий); правление династии Северов: Септимий, Каракалл, Гелиогабал, Александр (193–235 гг.); и так называемый «кризис III века» (от Максимина до Нумериана, 235–284 гг.). Останавливается повествование на пороге новой эпохи временного укрепления империи – когда императорам Диоклетиану (284–305 гг.) и Константу (306–337 гг.) удалось восстановить относительное единство державы еще на столетие.
Из нескольких посвятительных обращений следует, будто бы именно эти императоры поручили написать биографии своих предшественников шести историкам: Элию Спартиану, Юлию Капитолину, Вулкацию Галликану, Элию Лампридию, Требеллию Поллиону и Флавию Вописку. Мы ничего не знаем о них, больше они ничего не написали, и имена их больше нигде не упоминаются. Манера изложения и стиль у них одинаковы – все они пишут, как один человек. Поэтому в современной науке этих авторов принято называть scriptores historiae Augustae, «сочинители истории Августов».

Читать полностью »

Продолжатели Фредегара

Опубликовано 29.01.2016

Продолжатели Фредегара (лат. Continuationes chronicarum quae dicuntur Fredegarii) — закрепившееся в исторической науке название франкской хроники VIII века, составленной в целях прославления деяний членов набиравшей силы династии Каролингов. Хронологически является продолжением «Хроники» Фредегара. Писалась тремя авторами последовательно на протяжении почти 20 лет. Первый автор, переработав Книгу истории франков, написал главы 1—17, которые охватывали период с 657 по 736 год. Второй автор, работавший на одной из вилл, принадлежащих сыну Пипина II Геристальского графу Хильдебранду I, составил главы 18—33 (годы 737—752)[1]. Сын Хильдебранда I, граф Нибелунг I, также проявил заинтересованность в продолжении хроники и под его покровительством третий автор составил главы 34—54, описывающие события 753—768 годов. Несмотря на точность в изложении фактов, авторы хроники старались избегать освещения событий, которые могли бы скомпрометировать представителей династии Каролингов (например, внутрисемейные конфликты), а также проявляли явные проавстразийские симпатии в ущерб Нейстрии. Хроника является ценным историческим источником, который в сопоставлении первой своей части с пронейстрийской Книгой истории франков, а второй — с древнейшими франкскими анналами, дает весьма полную картину истории Франкского государства за период с конца VII века до восшествия на престол короля Карла Великого.

Читать полностью »

Хроники Фредегара - Книга IV

Опубликовано 29.01.2016

Фредегар (Фредегар Схоластик; лат. Fredegarius Scholasticus, ? — около 660) — полулегендарный франкский летописец середины VII века. Единственное известное его сочинение — т. н. «Хроника Фредегара» — историческая хроника, описывающая события от сотворения мира и до времен, современных автору. Первые 3 книги хроники, в основном, являются компиляцией из работ более ранних авторов (в первую очередь, Григория Турского), хотя содержат и ряд уникальных материалов об истории франков V—VI веков. Наиболее ценной частью хроники является её 4-я книга — оригинальное сочинение, охватывающая события, произошедшие во Франкском государстве в 584—642 годах. Впоследствии это сочинение было продолжено другими авторами (т. н. хроника Продолжателей Фредегара).

Читать полностью »