Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



Наши статьи

 17/09/2022

 Svinfylking - построение или воинский культ кабана

 

  Сведения от традициях воинского культа кабана, в отличии от схожих с ним на первый взгляд, культов Berserker's и Ulfhednar's очень расплывчаты и дают не чёткую информацию, но собрав её всю воедино и структурировав, получим возможность разобраться...

 

Больше

__________________________________

14/04/2019

Щиты Пшеворской культуры

  Пшево́рская культура, одна из самых интересных соседствующих и чаще враждебных римской империи культур, на протяжении большого количества времени. Она открывает нам занавес истории и облика многих племён и народов, тех кого рим всегда называл варварами...

 

Больше

__________________________________

04/04/2016

Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи

  Существенным элементом защитной экипировки легионера являлся шлем, а в период заката Римской империи, иногда был и единственным. Несмотря на довольно большое количество археологических находок шлемов - относящихся к поздней римской империи, а именно, так называемому гребневому шлему "Kammhelme"...

 

Больше


Опубликовать в социальных сетях

Шлем из Андреевского кургана 25/1

Художественная реконструкция - А.Е. Негин


Название: Шлем из Андреевского кургана 25/1
Тип: Lamellenhelm
Хранится: Государственный Исторический Музей, Москва
Датировка: 
Середина 1 - начало 2 века н.э.
Описание:

В Андреевском кургане на территории Мордовии [Степанов, 1964; 1965; 1980] в погребениях, датируемых I веком н.э. [Гришаков, Зубов, 2009; Зубов, 2011], было обнаруженно два шлема. Однако в публикациях автора раскопок, П.Д. Степанова, они были описаны в виде обломков и никаких подробных его характеристик не приводилось. Шлемы из Андреевского кургана были найдены вместе с кольчугами в погребениях 25/1 и 50. Погребенный в центральной коллективной могиле 25 находился в центральной части могильной ямы на помосте и сопровождался двумя вооруженными воинами, которые лежали по сторонам от него. К ним в ноги, поперек могилы в юго-западной части, был брошен слуга или раб, в северо-восточной части были найдены череп и конечности коня. Остатки шлема лежали на сложенной в изголовье кольчуге, так же как и в погребении 50. Основное захоронение «вождя» (погр. 25/1) сопровождалось длинным массивным палашом с однолезвийным клинком, двулезвийным кинжалом с кольцевым навершием, копьем и двушипным дротиком с длинными втулками, колчанным набором из железных и костяных наконечников стрел. Среди погребального инвентаря следует также отметить наличие конского снаряжения – удил [Гришаков, Зубов, 2009. С. 102-103. Рис. 11 и сл.].

Шлем из погребения 25/1 Андреевского кургана сохранился фрагментарно. Купол был набран также как у второго пильнинского, из узких (около 20 мм) вертикальных пластин. Способ крепления на имеющихся фрагментах не прослеживался, но можно предположить, судя по креплению пластин внахлест, что он был аналогичен шлему 2 из Пильны. Из-за фрагментарности шлема из погребения 25 невозможно точно восстановить верхнюю часть купола и способ крепления пластин в этой части. Е.В. Лурье в своих статьях [Лурье, 2012. С. 163. Рис. 2, 2], приводит рисунок, а в статье 2013 года упоминает как о данности об Y-образных пластинах, входящих, по мнению автора, в конструкцию шлема [Она же, 2013. С. 276], и, судя по контексту статьи, относит этот шлем к типу «ажурных». Однако авторы статьи, также работавшие с материалами Андреевского кургана в Историческом музее (что позволило сделать первые реконструкции данных шлемов), не могут подтвердить подобную конструкцию узкопластинчатого шлема из Андреевского кургана. К шлему также относились наборные нащёчники, которые состояли из узких горизонтальных пластин, сужающихся от верхней части к нижней, по краям которых сохранились следы от обшивки органическим материалом. Наличие или отсутствие нижнего обода, а также размеры купола установить не удалось; по аналогии со шлемом 2 из Пильны, он мог отсутствовать. Выявить среди фрагментов остатки чешуйчатой бармицы не удалось.

Датировка захоронений Андреевского кургана в настоящее время признается в пределах I – начала II века. Одним из важных хроноиндикаторов являются фибулы серии «Aucissa», найденные в нескольких погребениях кургана. Традиционно их датируют первой половиной I века [Амброз, 1966. С. 26]. Верхняя дата погребений может быть определена в пределах первой четверти II века [Гришаков, Зубов, 2009. С. 41-53].



Автор: С.Э. Зубов, О.А. Радюш